ПУБЛИКАЦИИ

-----------------------------------------------------------
НАШ АДРЕС – МОСКОВЯН, 17

На днях в столичном кинотеатре "Москва" состоялась презентация фильма, ставшего главной книгой жизни для многих его участников. "Адрес – Московян, 17" - так незамысловато назван фильм, повествующий об истории одной из старейших ереванских школ - знаменитой "Пушкинки". Фильм, предназначенный в качестве памятного подарка для выпускников школы нынешнего года, вызвал бурю эмоций у зрителей – пушкинцев разных поколений. Картина пронизана большой любовью к родной школе и родному Еревану, незаменимой частью которого она является уже свыше 70 лет. И это не случайно, ведь создатели фильма – директор школы №8 им. А.С.Пушкина Мариетта Матхашян и выпускник школы, известный телеведущий и режиссер Карен Кочарян.
ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА "АДРЕС – МОСКОВЯН,17" зародилась у М.Матхашян 8 лет назад. Преданный своей школе и ученикам директор, она задумала отныне вручать выпускникам необычный подарок, который навсегда запечатлел бы в памяти годы, проведенные в стенах школы, а также лучшие страницы истории школы с момента ее основания в 1937г. К тому времени К.Кочарян вновь стал частым гостем "Пушкинки", где теперь училась его дочь и где много лет назад преподавала его бабушка - заслуженный педагог Армении Ася Аветовна Аветисян. Мариетта Вазгеновна предложила Карену заняться съемкой торжественной церемонии "Последних звонков". Режиссер подошел к предложению творчески: с 1 сентября он начал снимать будни и праздники школы, учащихся и педагогов, родителей и гостей, и уже к концу года собрался богатый материал о школе.
Вскоре при "Пушкинке" начал действовать пресс-центр, который возглавил Карен Кочарян. Здесь и стали рождаться один за другим фильмы о школе, в которых с каждым годом расширялась тематика, появлялись новые задумки. Был отреставрирован архивный материал, заснятый на старой пленке и хранящийся в школе, кадры из которого также были использованы в фильме. Единомышленники М.Матхашян и К.Кочарян разместили на интернет-страницах обращение к пушкинцам - выпускникам разных лет с просьбой предоставить для работы сохранившиеся у них материалы о школе. Под рукой оказались и юбилейные фильмы, снятые Кареном Кочаряном к 60-летию (1997г.) и 70-летию (2007г.) "Пушкинки".
Фильм "Адрес – Московян,17" начинается с кадров 1 сентября 2000г., когда двери школы в очередной раз распахнулись для первоклашек. С тех пор прошло 10 лет, и "новобранцы" 2000г. уже прощаются с родными пенатами. Однако прежде чем завести с экрана разговор о прошедших в стенах школы годах, авторы картины предлагают зрителю экскурс по страницам ее истории. При этом прошлое и настоящее школы поданы в фильме в призме традиций, лежащих в основе воспитания многих поколений учеников.
ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ЭПИЗОДЫ СМЕНЯЮТСЯ СОВРЕМЕННОЙ ВИДЕОЗАРИСОВКОЙ: пушкинцы возлагают цветы к могилам великих армян в Пантеоне им.Комитаса. Глава "Никто не забыт, ничто не забыто" посвящена пушкинцам, погибшим в Великой Отечественной и Арцахской войнах. А спустя пару часов у дверей школы ветераны празднуют победу вместе с детьми и внуками – выпускниками и учащимися "Пушкинки".
Одна из традиций школы №8 – преемственность поколений. Школа помнит своих выпускников, многие из них сегодня – известные личности: премьер-министр РА Тигран Саркисян, министр культуры Асмик Погосян, министр здравоохранения Арутюн Кушкян, композитор Владилен Балян, философ Яков Хачикян, джазмен Левон Малхасян, филолог Армине Асратян, доктор технических наук Юрий Майданик – всех знаменитых пушкинцев не перечесть.
ОСОБОЕ МЕСТО В ПУШКИНСКОЙ ШКОЛЕ ВСЕГДА ОТВОДИЛОСЬ ВНЕКЛАССНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУЛЬТУРЕ, а действовавшие при школе театральные кружки возглавляли педагоги Ася Аветисян, Эдгар Даниелян, Валентина Татосова, народная артистка Армении Нина Егорова, кинорежиссер Виген Чалдранян, пушкинец в прошлом Георгий Ходжоян, основавший в стенах школы единственный в Армении детский театр пантомимы, и многие другие. В конце 1950-х одним из популярных музыкальных коллективов Еревана был основанный в школе хор под руководством Константина Барояна, чуть позже – джаз-трио Левона Малхасяна. На столичных сценах с успехом выступал танцевальный ансамбль Левона Шамамяна. Эти традиции продолжаются и сегодня: в школе создан эстетический центр "Ереван", проводятся многочисленные культурные мероприятия и конкурсы, организуются встречи с известными людьми.
Фильм "Адрес – Московян,17" - это не только история школы, это проявление безграничной любви к Еревану. Не случайно в фильме звучат старые добрые песни о нашем городе, кстати, исполненные самими выпускниками. При этом, согласно задумке авторов картины, каждый год на суд зрителей выносится творчество отдельного композитора. В выпуске 2010г. звучат песни Константина Орбеляна, в прошлом году "героем" проекта был Арно Бабаджанян, а к будущему сезону выпускники будут разучивать песни Артемия Айвазяна.
"Как правило, дети помнят о годах, проведенных в школе, по фотографиям или же видеокадрам, сделанным при помощи мобильных телефонов, любительских камер,- говорит Карен Кочарян. – Мы же с директором школы Мариеттой Матхашян захотели передать детям в качестве "школьного приданого" фильм, который всегда напоминал бы нашим выпускникам об истории школы и ее достойных традициях".
Согласно одной из новых традиций, выпускники-пушкинцы вместе с фильмом получают оригинальные и содержательные буклеты, заменившие обычные виньетки, а также любимые песни о Ереване, в сердце которого по адресу ул.Московян,17 и находится школа, ставшая родной для многих поколений ереванцев.
Магдалина ЗАТИКЯН "ГОЛОС АРМЕНИИ" 27.07.10
____________________________________________________________

МОЙ АДРЕС-НИ ДОМ И НИ УЛИЦА,МОЙ АДРЕС-МОСКОВЯН,17!

В кинотеатре Москва состоялась премьера документального фильма «Адрес – Московян, 17» . В картине повествуется об истории школы им. Пушкина, её знаменитых выпускниках, а самое главное – о пушкинцах, покидающих стены альма-матер в этом году. Таковых ровно шесть классов. И все они помимо аттестата, получат в подарок также этот фильм, который, бесспорно, сохранят на всю жизнь. Автором этой замечательной идеи является директор школы, заслуженный педагог Армении Мариета Матхашян.
«Мне кажется, что этот проект заслуживает права быть внесенным в Книгу рекордов Гиннеса, - пошутил перед показом сценарист, режиссер и оператор фильма Карен Кочарян. – Ещё нигде не было такого, чтобы на протяжении 8 лет в центральном кинотеатре столицы ежегодно демонстрировался фильм о выпускниках одной и той же школы». Действительно, проект успел стать доброй традицией, и, что не маловажно, помимо авторов фильма в его создании принимают активное участие сами выпускники.
С 1999 года по сей день при эстетическом центре «Ереван» школы номер 8 имени А. С. Пушкина действует своя студией журналистики, руководит которой сам Карен Кочарян – готовит смену, как говорится, не отходя от… школьной скамьи. «Съемки фильма начались ещё в августе прошлого года, - рассказывает он, - и длились на протяжении всего учебного года. Не хотелось бы приписывать всё фильму, но всё же в определенной степени собранность и целеустремленность выпускников стимулировались именно этим проектом».
В фильме помимо современных, использовано немало архивных кадров. На экране один за другим появляются фотографии заслуженных учителей школы, воспитавших множество поколений пушкинцев, начиная аж с 1937 года. Сегодня многие из их воспитанников известны как в Армении, так и за её пределами. Архивные кадры и впрямь уникальны: вот свои первые, но весьма уверенные шаги делает джаз-трио Левона Малхасяна, созданное впервые на базе школы им. Пушкина. А вот проходит группа первоклассников, среди которых обаятельный мальчик Тигран, абсолютно не подозревающий о том, что спустя годы станет 11-ым премьер-министром Армении. Кадр меняется, наше время, и вот уже руководитель кабинета министров Тигран Саркисян дает свои теплые напутствия сегодняшней молодежи.
На протяжении всего фильма известные пушкинцы – философ Яков Хачикян, композитор Владилен Бальян, джазмен Левон Малхасян, министр культуры Асмик Погосян, филолог Армине Асратян, министр здравоохранения Артем Кушкян, доктор технических наук Юрий Майданик – рассказывают о своей школе и днях, проведенный в её стенах.
«Сцены из прошлого органично сочетаются в фильме с сегодняшними зарисовками, - говорит директор школы Мариета Матхашян, - и это волей-неволей заставляет нас провести параллель между вчерашним и сегодняшним днем, сравнить, задуматься… Этот фильм – подарок выпускникам. Но хотелось бы верить, что он заставит призадуматься и многих молодых педагогов нашей школы о своем предназначении. Ведь плоды именно их деятельности нам придется пожинать спустя годы. Их питомцам принадлежит будущее нашей страны, и им придется гордиться или краснеть за свою работу».
Фильм «Адрес – Московян, 17» рассказывает о школе, основанной ещё до начала Великой Отечественной войны. Не обошел вниманием автор фильма и героев-пушкницев, отдавших свои жизни во имя победы. И вновь эллипсис – черно-белые фотографии призывников 1941 года сменяются кадрами, где выпускники 2010-го возлагают цветы к вечному огню в Парке победы. А затем кадры карабахской войны сменяются цветами на могилах воинов-освободителей среди которых пушкинец Армен Ерицян…
Фильм заканчивается коротенькими историями о шести классах-выпускниках и, соответственно, шестью клипами на песни маэстро Константина Орбеляна в исполнении самих пушкинцев. «Девиз нашей школы – «…чтоб не прервалась связь времен!», - объясняет директор школы. - Мы считаем, что наши дети помимо своих песен, должны знать и песни своих родителей. К примеру, в прошлом году фильм заканчивался песнями Бабаджаняна, а в будущем – мы обратимся к творчеству Артемия Авазяна».
Кстати, скоро будет торжественно отмечаться 75-летие школы. В этой связи, кроме всего прочего, планируется также подготовить своеобразную музыкальную антологию, в которой представители каждого «пушкинского» поколения представят музыку своей юности. Так что увидеть, к примеру, пушкинцев Тиграна Саркисяна или же Артема Кушкяна на сцене концертного зала «Арам Хачатурян», исполняющих бессмертную битловскую “Hey, Jude” не представляется очень уж маловероятным.
В фильме «Адрес – Московян, 17» не забыли и о подарке, сделанном школе в апреле этого года федеральным агентством «Россотрудничество» и фондом “Образование”. Теперь у пушкинцев есть система космической связи «Ямал-12К» для дистанционного обучения по инновационным программам. Стоит заметить, что к этой системе подключены лишь 400 из 60000 школ Российской Федерации, а в Армении, по словам руководителя представительства “Россотрудничества” в Армении Виктора Кривопускова, эту систему планируется внедрить в течение ближайших двух лет практически во всех армянских школах.
«Обращаясь к малышам, которым ещё предстоит знакомство со школой, – резюмирует Мариета Матхашян, – хотелось бы пожелать, чтобы их учителями стали такие же прекрасные и глубокие педагоги, как и те, что преподавали в свое время нам!»
Автор: Рубен Пашинян "ЭФИР" N 30 2010г.
------------------------------------------------------------
Сеять разумное, доброе, вечное
Серине Мисисян


В школе Серине разрешала одноклассникам списывать у себя. И они списывали. При этом так доверчиво и механически, что как-то сдали работу, подписав именем “Серине Мисисян”. “Ты и черновик сдала?” – удивилась тогда учительница… А потом поняла, что Серине все 4 варианта решает за одну контрольную, и пересадила ее за учительский стол. Может быть, именно тогда, взглянув на класс, сидя спиной к доске, Серина решила стать учительницей.

Впрочем, выбирать, на какой факультет поступать, Серине не пришлось – за нее решили обстоятельства. Москва, институт им. Пушкина, XII Международная олимпиада по русскому языку, организованная МАПРЯЛ-ом, диплом победителя, возможность поступить в любой российский вуз на филологический факультет без экзаменов. РАУ.

“Почему РАУ? Если у тебя была возможность учиться в МГУ!” – не могли понять знакомые… Потому что он в Армении – поняла я со слов Серине. «У меня две родины с рождения – Россия и Армения, - улыбается она. - Я служу России, живя в Армении. “И дым отечества нам сладок и приятен”».

Кто такой филолог и чем он занимается? “Филолог – это человек, в котором сидит язык, у которого есть нюх… Это обязательно, филолог без нюха – это уже не филолог, - говорит Серине. – Я – языковед, изучаю структуру языка”. Вопрос как филологу: “Какое слово обладает наибольшим эмоциональным воздействием”? - “Любовь”, - отвечает она, не задумываясь. - Нет на свете человек, который в жизни не испытывал бы этого чувства. Любовь к родине, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к матери, ребенку. Каждый человек в определенный период испытывает одну из этих «любовей» - хоть и нельзя так выражаться”.

Выросшая в семье гуманитариев, сама будущий филолог – Серине мечтает стать учительницей. Уже сейчас она использует любую возможность, чтобы сходить в школу, где преподает ее мама, и набраться там опыта. Говорят, учитель – неблагодарная профессия, никто не ценит непосильного учительского труда. “Говорят, но это не совсем так, - возражает Серине. - Я сама была ученицей и не так относилась к учителям, всегда вспоминаю их, звоню, встречаемся с ними”. Серине верит, что каждый человек может при желании что-то изменить в этой жизни, и сама она – в том числе. “Если я в учениках буду сеять разумное, доброе, вечное – я смогу что-то изменить, - говорит она. - Пусть 30 человек сидят в аудитории, и если даже кто-то один что-то вынесет из твоего урока, то ты уже что-то изменил”.

А менять надо многое. Это в сказках все заканчивается хорошо и добро побеждает зло. “В жизни наоборот. Добро очень редко побеждает, - говорит Серине. - Но побеждает”. И чтобы этих “но” было больше, нужно всегда оставаться людьми – считает Серине. “Надо найти людей, которые разделяют твои взгляды, и постараться вместе что-то изменить”. У юного филолога сказочная мечта – чтобы все материальные ценности исчезли из жизни. “Под их воздействием люди портятся”, - объясняет она. Ребенок в душе, обязательная в работе и скромная по сути – Серине считает, что надо в этой жизни быть смелее и настойчивее добиваться своего. "Иногда я бываю слишком робкая, - говорит она. -Понимаю, что временами надо быть наглой. Но я не могу переступать через какие-то принципы ради собственной пользы”.

Серине обожает детей. Окончить университет, продолжить учебу в магистратуре, стать по возможности абсолютным специалистом в своей области – это все, конечно, нужно. “Но дети – это главное”, - говорит она. “А если встанешь перед выбором: семья или работа?” – “Их можно совмещать, но если надо будет выбрать одно – выберу семью”, - отвечает Серине. “А не боишься того, что отказавшись от работы, перестанешь развиваться сама?” – “Можно



Hosted by uCoz