30-го декабря 1936 года на базе русских классов ереванских школ имени Степана Шаумяна и Максима Горького, была организована русская школа, к которой в феврале 1937 года присоединилась русская школа N3. В том же месяце отмечалось 100-летие со дня смерти А.С.Пушкина, и школе было присвоено имя великого русского поэта.
Тогда же началось строительство здания школы /архитектор-засл.дятель искусств,засл.архитектор Арм.ССР,Лауреат Гос.премии СССР Самвел Сафарян /. В строительстве принимали участие,как весь коллектив,так и ученики и их родители.
В 1938 году в школе училось 2800 учеников,которым преподавало всего 100 педагогов.
В том же году на базе нашей школы были основане ереванские школы имени А.Мравяна, В.Маяковского и В.Чкалова.
Первым директором новой ереванской школы в 1937 году становиться заслуженный педагог Арм.ССР Грайр Сергеевич Бояджян.Именно он за 4 года своего директорства,до 1941-го,заложил лучшие традиции пушкинской школы. По сей день школа продолжает оставаться верной традициям,заложенным еще в далекие 30-е прошлого столетия и остается верной частицей одного из прекрасных городов мира-города Еревана.
Школа дала своих первых выпускников сразу в 1937-38 уч.году, ставшими ведущими специалистами республики, тем самым подняв рейтинг школы.
В тяжелые годы Великой Отечественной и послевоенные годы, / 1941-1958 / всю ответственность на своих женских плечах понесла второй директор школы,очень строгая,но всеми любимая Маргарита Богдановна Казарян . Те,кто был с ней знаком,с восхищением отмечали,как она каждое утро у входа в школу здоровалась с каждым учеником,зная каждого по имени и фамилии.
В 1943 году школа становится женской,а на базе учеников-юношей создается мужская школа имени Ф.Джержинского.
Годы войны,в школе, как и у всего человечества,поменяли образ и ритм жизни.Уже в 1941-42 уч.году, не запуская учебный процесс школа направила все свои силы в помощь фронту. Все учителя непременно проходили курсы БГС /Будь готов к самообороне/. Были созданы группы ДОСААФ,противопожарный отряд.Ученики с 3-го класса обучались на курсах БГСО / Будь готов к санитарной обороне /.Общество Красного Креста школы и санитарные дружины встречали эщелоны с раненными бойцами,размещали их по госпиталям и ухаживали за ними.Отряды тимуровцев навещали семьи воевавших на фронте бойцов,помогали им. Пушкинцы взяли шефство над эвакуированными из блокадного Ленинграда детьми сиротами.
После освобождения Сталинграда,пионерская организация школы решила оказать
финансовую помощь пострадавшим сталинградцам. Только за один день организацией было собрано 2000 рублей .
Параллельно с проведением этих работ повышалась и учебная успеваемость.
В 7-ом классе,под руководством Аветисян А.А.,успеваемость во второй четверти возросла с 60% до 97%.Этому отряду за высокую успеваемость и активную пионерскую деятельность было присвоено имя Маршала СССР Рокоссовского,о чем писала “Пионерская правда”.Сам Маршал лично отправил телеграмму со словами благодарности.
Именно в эти годы начался расцвет школы. Она заняла свое почетное место среди русских школ республики. И это благодаря директору и педагогическому составу,среди которых были Личности,Педагоги от Бога,имена и деятельность которых навсегда вошла в историю педагогики нашей республики.
Айкуш Айрян, Вазген Талян, Бабкен Азизян,Ася Аветисян,Надежда Мурза,Назик Амбарцумян,Люся Бояджян,Елизаветта Иващенко,Ованнес Саркисян, Хачатур Мнацаканян,Нина Симонова,Тамара Тареканова,Леонид Истомин,Полина Акопян,Ядвига Дмуховская, Маргарита Мелконян, Варсеник Гарибян,Мария Мелян,Нина Назарян,Шушик, Элибекян,Изабелла Тамразова,Лорина Ланская, Ованнес Манук-Оглян,
Гурген Шаирян,Роза Аристакесян,Евгения Табакян,Асо Варданян,Елена Аматуни,Галина Бабаян,Ермония Григорян,Вергине Деврикян,Анастасия Перекрестова и многие другие.
После войны коллектив помолодел.С фронта вернулись пушкинцы,а рядом с ними начали работать эвакуированные молодые русские педагоги.
В 1947-48 уч.году на базе школы им.А.С.Пушкина создается еще одна школа.Это школа N55 имени А.П.Чехова,.
В 1949 году перед зданием школы был установлен бюст поэта /скульптор-засл.деятель искусств Арм.ССР,народный художник Армении Григор Агаронян /.
В Ереване есть еще одна школа, которая родилась на базе нашей. В 1953-54 году открылась школа N 71.
1958 год. Директором школы становится большой любитель спорта и искусства, заслуженный педагог АрмССР Борис Абрамович Багдасарян. Создаются театральные, музыкальные и танцевальные студии, спортивные секции, воспитанники которых становились чемпионами в городских и республиканских соревнованиях. Особо высоких результатов добивалась сборная по баскетболу. В школе часто устраивались встречи с Олимпийскими чемпионами: Грантом Шагиняном, Альбертом Азаряном, Игорем Новиковым, Игорем Тер-Ованнесяном. Сеансы одновременной игры проводил чемпион мира Тигран Петросян. Частыми гостями в школе были также мастера искусств Армении.
Сотрудничество директора Бориса Абрамовича и строгого завуча школы, блестящего специалиста русского языка и литературы Эдгара Суреновича Даниеляна обеспечило новый этап взлета пушкинской школы.
В 1962 году Борис Абрамович Багдасарян был назначен заместителем министра просвещения Армении, и директором школы стала Арпик Николаевна Антонян. Школа продолжает жить обычной жизнью, сохраняя заложенные традиции. Педагогический состав пополняется новыми именами.
А с 1966-1973 гг. должность директора занимает Мелада Сениковна Хубларян. Школа продолжает шагать в авангарде, оставаясь одной из лучших в республике, а выпускники из года в год пополняют состав интеллигенции и ведущих специалистов республики. И сегодня выпускники 70-х занимают ведущие места среди руководства республики.
В 1973 году должность директора занимает молодой учитель физики Альберт Михайлович Бегларян. И вновь новый взлет для школы. Ключом к успеху послужил новый научно-методический подход, который укреплялся организованным и последовательным трудом завуча школы, профессионалом своего дела, педагогом русского языка и литературы – Завгородней Клары Мефодьевны.
Именно в эти годы здание школы стало перестраиваться. Был достроен новый корпус, реконструированы корпуса начальной и основной школы.
Школа становится кузницей новых кадров, так как большое внимание уделяется формированию молодых кадров. Именно при А.М. Бегларяне в школу пришли молодые педагоги М.В Матхашян и Э.П. Туманян, которые также стали носителями уже сформированных традиций и идей. Очень скоро Элеонора Павловна стала завучем по воспитательной части, а затем с 1988 по 2002 годы занимала пост завуча основной школы. Что касается Мариэтты Вазгеновны Матхашян, то она с 1988 года работала завучем, а уже с 1992 года стала седьмым директором пушкинской школы, продолжив не только заложенные в школе традиции, но и методику преподавания русского языка и литературы.
Это были самые тяжелые для нашей республики годы, когда со всем остальным у нас рушилась десятилетиями сложившаяся система образования. Нелегко было Мариэтте Вазгеновне в экстремальных условиях не только сохранить, то, что было создано в этих стенах десятилетиями, но и создать новые традиции и новый подход к делу.Ее ежедневный целеустремленный труд реализовывался с помощью триады компонентов город–школа–гражданин. Свидетельством тому сегодняшнее благоустроенное состояние школы, строгий и требовательный подход к делу, и богатые и интересные школьные будни. Сегодня ее заслуги оценены, как в нашей республике, так и за ее пределами. М.В Матхашян – заслуженный учитель Республики Армения, Почетный Доктор Российской Академии Естественных Наук в области Педагогики, Кавалер Государственной награды РФ, медали имени А.С.Пушкина.
Сегодня рядом с Мариэттой Вазгеновной работает опытная команда завучей. Это Асмик Ваниковна Оганесян, Зара Эдуардовна Барсегян, Анна Алексеевна Айкян, Флора Гургеновна Григорян, Сусанна Грантовна Аветисян.
Рядом с молодым и средним поколением педагогов по сей день свое почетное место занимает старшее, без которого пропал бы весь колорит школы. Это учителя географии Вера Николаевна Джагацпанян и Елена Захаровна Микаелян, учительница черчения Евгения Саркисовна Алоян, учительница математики Жанна Сергеевна Папазян и другие. Эти имена – часть богатой летописи нашей ереванской пушкинской, что на улице Московской, и, безусловно, эту летопись обогатили такие имена, как А.Л. Мирзаян, Г.М. Галстян, К.М. Меграбян, И.П. Григориадис, А.Г. Баласанян, И.Г. Азатян, Т.Д. Мнацаканян, Р.О. Погосян, П.П. Петросян, А.О. Аванесова, Р.О. Погосян, А.В. Айвазян, Н.М. Акопджанян, Н.Э. Маркарова, А.М. Сантросян, А.А. Ломидзе, К.Б. Арутюнян, И.Р. Канаян, З.П. Егоян, С.А. Аветисян, М.А. Авагян, Т.Х. Шахбазова, Р.А. Аракелян, В.В. Арамуни, Е.Е. Халатян, О.С. Маркарян, А.И. Федченко, К.Г. Акопян, Ж.М. Михайлова, М.М. Михайлова, Р.С. Ходжоян, З.А. Чайковская, Л.И. Акопян, Т.К. Рашмаджян, Е.Г. Геворгизов, К.О. Петросян, Е.А. Хачатрян, Р.С. Петросян, М.А. Тоноян, А.Л. Ерзнкян, С.О. Саакян, О.Д. Сароян, Л.К. Саакян, Б.Б. Григорян, А.Г. Малхасян, Л.С. Казарян, Н.Г. Баласанян, Н.Г. Маркарян, А.Х. Арутюнян, А.П. Степанян, А.З. Айвазян, И.А.Аллахвердян, С.Р. Акопян, В.В. Шапагатрян, Н.В. Дорошук, Э.С. Мхитарян, Г.М. Терзян и многие другие. Каждый из них имеет свой безусловный вклад в деле создания авторитета школы, а также сохранения и развития ее истории.
На сегодняшний день в ереванской школе N 8 имени А.С.Пушкина учится около 2000 учеников, и школа продолжает находиться в авангарде лучших школ республики.
|